Оружие КУНФУ (Ушу)

chain.gif (1566 bytes)

Виды оружия Кунфу ( Ушу ):

Арцегунь - двойной цеп (НУНЧАКУ)

Шаолиньский шест-гунь

Шуанцзыу - парные секиры

chain.gif (1566 bytes)

Базовые позиции ( шаги )

Одна из основных позиций - мабу или "шаг лошади " ( рис 3, 4 )

1.jpg (68908 bytes)

Длительная  фиксация этой стойки укрепляет бёдра и коленные связки, что необходимо для прочной постановки тела в бою. Это пример редко для Кунфу ситуации, когда вес тела равномерно распределён на обе ногию Принято считать, что в бою вес должен перетекать с ноги на ногу, чтобы обеспечить свободную циркуляцию жизненной силы ци.

Пример такого "перетекания" - смена позиций гунбу, "шаг лучника" (рис. 5), и сюйбу, "пустой шаг" (рис. 6).

В позиции гунбу опорная ногапринемает 80 % веса, в сюйбу 95 %, то есть вынесенная вперёд нога касается пола лишь большим пальцем стопы. Обычно это происходит при откате назад (Инь).

В свою очередь, гунбу представляет собой атакующую позицию (Ян). Для отработки передне-задних движений удобно пользоваться повторяющейся парой этих стоек: блок с уходом в сюйбу, удар с выподом в гунбу.

Во многих школах Кунфу используется позиция чабу, "вставной шаг" (рис. 7). Как видно из рис. 8, её удобно использовать для выполнения заднего прямого удара пяткой. Шаг этот также применяется в схватке с противником, находящимся сзади. Одно из его названий - "дракон оглядывается назад".

Боевой вариант "шага лошади" показан на рис. 9 и носит название баньмабу, что можно перевести как "половинный шаг лошади". Для этой позиции характерно легкое смещение веса на заднюю ногу.

Упомянем также выпад в сторону хэндабу (рис. 10) и выпад назад пубу (рис. 11), "шаг слуги".

Существует ещё немало позиций и шагов, но именна вышеприведённые понадовятся вам при изучении приёмов с оружием, омисанных в этом разделе.

2.jpg (37140 bytes)

chain.gif (1566 bytes)

3.jpg (29554 bytes)

Длинное оружие

 

ШАОЛИНЬСКИЙ ШЕСТ-ГУНЬ

Гунь или посох монаха был распространен среди миссионеров-проповедников буддизма, которым приходилось путешествовать через дикие места на большие расстояния. По традиции они не имели права носить с собой оружие (позднее в практике Чань-буддизма запрет был отменен).

Крепкий длинный шест оказался незаменим при переправах через реки и ручьи, служил надежной защитой против хищников и разбойников. Не являясь (по букве буддийского закона) оружием, посох в умелых руках превращался то в копье, пробивающее грудные клетки и даже щиты, то в увесистую палицу, раскалывающую черепа и дробящую кости. Гунь то стремительно вращался, со свистом рассекая воздух и устрашая малодушных, то коварно прятался за спину так, что только небольшой участок торчал над плечом мастера, то с быстротой кобры бил вперед,

В китайских и вьетнамских исторических источниках немало примеров, когда отряд монахов, вооруженных лишь посохами, обращал в паническое бегство не только разбойников, но и регулярные войска, в том числе закованную в броню императорскую гвардию.

К преимуществам шеста относятся его длина - чуть больше роста обладателя, гибкость, легкость и одновременно значительная прочность (рис. 1 а).

4.jpg (53933 bytes)

 

В монастыре Шаолинь гунь изготавливали из цельного ствола молодого дерева. Очищенную от коры заготовку вымачивали в специальном растворе, сушили в подвешенном состоянии с грузом на конце, затем покрывали особым лаком. В результате посох становился упругим и прочным, легким и твердым.

Подчеркнем, что шест несколько отличается от палки (японского бо) своей гибкостью, позволяющей использовать хлесткие удары и пружинящие блоки. Соответственно, техника Гунь-шу (работа с посохом) имеет отличия от японского Бодзюцу.

Существенную разницу представляет использование бедер и корпуса в этих родственных боевых дисциплинах. В Гуньшу на них обращают огромное внимание, так как сила при правильной позиции зависит от прочной укорененности. Бедра резким рывком поворачивают таз, который через неподвижную (относительно таза) спину передает усилие на плечевой пояс.

Такая жесткая сцепка носит название «рама» и является основным условием эффективной боевой техники.

Еще одно требование: соблюдать так называемую «спину черепахи»:

опущенные и округлые плечи, слегка выведенный вперед таз. Мастера Кунфу говорят: «Спина должна быть прямая в вертикальном направлении и округлая в горизонтальном».

Еще один принцип Ушу, имеющий особо важное значение для работы с шестом: «Энергия вырабатывается в животе, а сгорает в бедрах». Здесь имеется в виду необходимость накапливать и мгновенно выбрасывать в момент удара или блока жизненную энергию-ци. Напомним, что она зарождается в нижней части позвоночника, накапливается вэнергетическом центре человека (даньтяне, расположенном в животе на уровне той же самой части позвоночника), а расходуется при защитном или атакующем движении, которое всегда начинается с бедер.

Огромную роль играет правильное использование веса тепа. При нанесении широких круговых ударов тело выполняет функцию противовеса, слегка растягивая мышцы рук и спины, что усиливает удар (принцип «натянутого лука»).

И, наконец, необходимо сказать о распределении Инь-Ян, которое лежит в основе любой техники. В подавляющем большинстве приемов Гуньшу одна рука менее подвижна, чем другая. Первая выполняет стабилизирующую, пассивную функцию (Инь), вторая в то же самое время активна до агрессивности и подвижна до мгновенных рывков и перехватов (Ян). В идеальном варианте руки бойца Кунфу должны постоянно меняться ролями, становясь то иньской, то янской.

home_cmp_global110_home_a.gif (1083 bytes)nextyellow.gif (1731 bytes)

Hosted by uCoz