Транс и наркотизация

Оккультные сочинения, посвященные медитационному тренингу как пути познания, обычно указывают, что наряду с этим длинным, требующим больших усилий путем

есть и короткий, легкий, но опасный и сомнительный путь. Таким путем является наркотизация.

Только внешне связь мистических переживаний и наркотизации кажется шокирующим фактом. На самом деле все здесь достаточно просто. Можно стимулировать внутреннюю психическую жизнь путем усиления ее интенсивности и произвольным подавлением внешних, идущих от физического тела импульсов — это «трудный путь». Можно, изменив химизм тела, подавить внешние импульсы и тем дать простор для проявления и познания феноменов своей внутренней жизни — это «легкий путь».

Разница состоит в том, что в первом безусловно снижается зависимость духа от тела, он все более зависит от нашей свободной воли. Во втором случае зависимость снижается условно: место «господина тела» занимает «господин наркотик». В результате наиболее мощное и оправданное человеческое стремление — стремление к духовной свободе может извратиться в наркоманию. Такая же опасность есть, однако, и в первом случае; при отсутствии глубокой эмоциональной заинтересованности в жизни других, отсутствии любви и доброты, самый высокий мистический опыт перерождается в религиозное изуверство. Путь медитации — это всегда Великое Искушение, через которое становится явен подлинный уровень нравственного развития.

В древних посвящениях всегда преобладали элементы «легкого пути». И в афоризмах йоги имеются весьма явственные намеки на применение наркотиков. Широко практикуются они в современных восточных культах. Именно отсюда проистекает требование обязательного наличия у посвящаемого его личного учителя. Он, учитель-мистагог, один знает правильную дозировку наркотических средств и необходимые промежуточные периоды между их употреблением. Он владеет волей ученика и этим гарантирует его от наркотической зависимости. Посвящаемый через определенное время после приема наркотика проходил через круг определенных образов, примером которых может служить архетип, проявляющийся в шаманском путешествии в потусторонний мир.

 

Учась владеть собой в этом состоянии, преодолевать страх и соблазны, направлять поток сознания в указанном направлении, посвящаемый в конце концов добивался расширения сознания, просветления, мудрого спокойного взгляда на факты жизни и смерти, блаженства малой нирваны. Этот путь, разумеется, не следует идеализировать, как едва ли стоит представлять шамана мудрейшим учителем человечества, но он был достаточно эффективен, как старый способ учить плавать, когда неумеющего сразу сталкивают на глубину: захочет жить — выплывет!

Для нас разговор об этом представляется необходимым не потому, что мы, помилуй Бог, хотим пропагандировать «легкий путь», как Кастанеда, а потому, что во время всякой медитации, всякого транса вообще обязательно происходит наркотизация организма, правда естественная, а не искусственная, и очень легкая, играющая роль спускового механизма.

Три с половиной тысячелетия назад в древнейших ве-дических текстах было упомянуто, что величайший, неисчерпаемый в процессе жизни источник силы человека находится в пространстве повыше бровей. Позднее в учении лайя-йоги с этой точкой связывался центр высшего чакра-ма — тысячелепесткового лотоса, впервые полиостью распускающегося при достижении полной малой самадхи — обратимого экстаза, освобождения.

В указанной области расположена шишковидная железа — эпифиз. Тут следует оговориться, что некоторые европейские толкователи и популяризаторы йоги путают эпифиз с гипофизом, который в организме играет роль его антагониста.

Во многих древних текстах эпифиз называется третьим глазом, с помощью которого в момент просветления человек видит высший, мистический, нематериальный свет. Связывают с ним и способность к ясновидению.

Независимо от этих древних текстов в 1886 году в Англии и Германии одновременно появились две монографии известных анатомов, утверждавших, что шишковидная железа действительно является третьим глазом, унаследованным нами от примитивных пресмыкающихся, пользующихся им до сих пор. И все же роль этой железы в жизни человека оставалась весьма спорной и не исследовалась, пока в 1959 году Арон Лернер не открыл, что она тесно связана с производством в организме мелатонина, который, в свою очередь, превращается в серотонин.

Серотонин столь жизненно важен для организма, что синтезируется из мелатонина одновременно в трех разных центрах: в слизистой тонкого кишечника, в поджелудочной железе и в головном мозге. Разлагаясь в организме, серотонин, в свою очередь, производит целую серию гормонов, от которых зависит сокращение и расслабление мышц, расширение и сужение сосудов. Человек, знакомый с сущностью аутотренинга, может легко из этого заключить, что упражнения AT — это и есть контроль за производством серотонина. Однако наиболее существенную роль серотонин играет в психической жизни — нарушения его синтеза ведут к депрессиям и, как сейчас многие предполагают, к шизофрении. У кошек и крыс серотониновая блокада включает медленную фазу сна, у человека, наоборот, быструю, а это значит, что благодаря его синтезу человек осознает свои сновидения. Без него они не доходят до сознания.

Серотонином богаты финики и бананы, но особенно много его в смоле и плодах диких фиг (баньянов, «деревьев бо») — в тех самых смоковницах, под которыми испытывали озарение древние пророки. Под такой смоковницей и Вудда-Гаутама познал Истину — источник Страданий.

Серотонин — естественно производимый в организме наркотик — может легко трансформироваться в диэтила-мид декстролизергиновой кислоты, более известный как ЛСД, получаемый химическим путем из спорыньи. Действие ЛСД на психику определяется тем, что под его влиянием образное мышление получает преимущество над логическим в такой же степени, как в раннем детстве (до трех лет). Проявлением этого является частичное смешение реальных образов с галлюцинациями (субъективное проецируется на объективный мир), возрастание чувства безответственности и как одно из наиболее характерных проявлений — эффект замедления течения времени, возникающий в результате резкого ускорения психических процессов. Секундная стрелка на часах после приема ЛСД буквально останавливается на глазах. Нужно «адское терпение», чтобы заметить ее движение. Речь становится сбивчивой, так как слова сливаются в один поток, надвигаются друг на друга.

Открывший ЛСД в 1943 году швейцарский химик Гофман первый описал, как после приема четверти миллиграмма препарата у него уже через несколько минут появилось головокружение, беспричинный смех, беспокойство, нарушения активного внимания, восприятие окружающего мира в искаженной форме. Проявлением действия ЛСД было и то, что после приема он решился ехать домой на велосипеде через весь город. В пути ему казалось, что он не двигается, а стоит на месте, исчезло представление о времени, появился страх сойти с ума. Дома у него появились цветовые галлюцинации, голова и ноги налились свинцом. Возникло ощущение, что его Я витает где-то в пространстве отдельно от собственного уже мертвого тела, распростертого на диване. Вызванный врач не нашел никаких нарушений в работе сердца и легких. В течение вечера все аномалии исчезли, дольше всего сохранялись «зрительные иллюзии под влиянием звуков».

 

Позднее ЛСД получило популярность как самый сильный галлюциноген. По мнению химиков, анализировавших его структурную формулу, более эффективного средства в природе быть не может. Врачи утверждают, что под влиянием ЛСД зрительные клетки глаза начинают самовозбуждаться, и поэтому мозг видит свет и цвета, которых нет перед глазами. Особенно богаты возникающие видения сияниями, цветными галло. Возникающие же галлюцинации не просто калейдоскоп образов, но объект внутренней жизни человека, проецируемый на внешний мир.

 

ЛСД не порождает наркомании, но опасен рождающимся чувством безответственности и всемогущества.

Другое производное серотонина — буфотенин — является действующим началом шаманских мухоморов. Он отличается кратковременностью действия. После поедания гриба или введения буфотенина возникает покраснение лица, шеи и груди, ускорение пульса, галлюцинации в виде ярких цветных пятен, чувство спокойствия, нарушения ориентировки во времени и пространстве. Уже спустя несколько минут эти явления сглаживаются. Дольше сохраняется чувство спокойствия, переходящее в состояние радости и блаженства, которое длится несколько часов. Надо отметить, что мухомороедение было распространено не только среди шаманов, но и в самых разнообразных культах Индии. Изображения их повсеместно находят на стенах храмов. Германцы приготовляли из них напиток, который пили перед битвой, превращаясь в неистовых разрушителей — берсеркеров.

Другой ряд наркотиков — опиумное семейство: чанду, лауданум, росс, морфий, кодеин, героин, дилаудид, теба-ии, папаверин, эвкодал — все обязаны своим действием на человека тому, что является аналогами синтезируемых организмом энкефалинов. Они «впрыскиваются» в кровь специализированными энкефалиновыми нейронами, вызывая расслабление тканей и мышц после проведенной работы. Сигнал расслабления, идущий от энкефалиновой блокады, воспринимается древнейшей формацией нервной системы — лимбическим мозгом — как состояние высшего блаженства, нирвана. Способность произвольно обогащать кровь энкефалинами развивается в процессе аутотренинга.

Еще один ряд связан с культовым напитком Зенд-Авес-ты и Ригведы — сомой или хаомой. Он обязан своим действием подобию с адреналином. Его культовое значение ограничилось, однако, кругом древнейших скотоводческих племен, сыгравших в истории исключительно разрушительную роль и обожествляющих силу и плодородие. Это эфедрин — сок эфедры. Дьявольское средство, вызывающее ощущение сексуального омоложения, возрастания физической силы и одновременно расслабляющее мышцы сердца. Эфедрин не играет какой-либо роли во время транса.

home_cmp_global110_home_a.gif (310 bytes)

Hosted by uCoz